На данный момент моддинг игры
S.T.A.L.K.E.R. регулярно рождает на свет множества глобальных и интересных проектов с новым сюжетом, игровым миром и продвинутой скриптовой базой. Прогресс в модостроении не стоит на месте и современные продукты моддинга имеют развитую техническую основу. Но раньше, когда ремесло мододелов только зарождалось, в сталкерском комьюнити не было всех тех знаний, которые накопились к сегодняшнему дню. Поэтому старые модификации не могут похвастаться продвинутыми скриптами, новыми качественными локациями и моделями. За место этого первые модмейкеры прибегали к креативу. Именно это и является основной особенностью старых модов. Каждое изменение формировало атмосферу нового игрового мира. Во многих первых модификациях именно грамотная настройка конфигурации, новые уникальные текстуры и звуки и сотни других мелочей давали игре новое дыхание, обновленный образ, а игрокам интерес пройти S.T.A.L.K.E.R. вновь. К примеру можно привести SRP MOD, Add-On to Stalker и Зону Поражения.
Новая война Дополнение «Add-On to Stalker», известное по названию с обложки пиратского диска, как «Новая Война» для многих игроков стал первой модификацией, в которую они поиграли, для многих – и вовсе «первым сталкером». Целью мода была идея создания «живой» и опасной Зоны и разнообразие геймплея. Локации в моде наполнены множествами опасных мутантов, которые свободно передвигаются по всей Зоне, нападают на базы сталкеров и друг на друга. Обновленный A-Life сделал мир Зоны по-настоящему живым. Во время игры происходят практически случайные события: встречи с врагами или монстрами и непредвиденные перестрелки. А противники стали более умными, сильными и быстрыми. Новый баланс и практически уникальные текстуры оружия тоже придают особую изюминку модификации.
Баланс был кардинально переработан. Изменены все цены и ассортимент у торговцев, возможность получить ту или иную экипировку и оружие на определенном этапе прохождения, отношения между монстрами, сталкерами и группировками, характеристики оружия, защиты и НПС. Расширенная система отношений позволяла сделать врага нейтралом или другом, а иногда и целую группу вражеского клана. Вылечив раненного врага можно разойтись с миром, или, к примеру, стать своим среди бандитов на АТП, помогая им в перестрелке или в битве с мутантами. Подобных примеров можно привести немало. Среди нововведений были и такие приятные по тем временам для игрока мелочи, как обновленные шейдеры, улучшающие картинку и производительность, отмена автоматического убора оружия на базах, несколько единиц нового оружия, сделанных на основе оригинальных стволов, снятие брони с трупов и многие другие. «Addon to Stalker» в общем и целом является грамотной «солянкой», собранной из большого количества мелких правок и дополнений. Что интересно, большинство этих правок сделал сам автор модификации – Korolev_IV, будучи одним из первых модостроителей.
Stalker Reborn Project. Немногим позже последовал релиз уже более широкого проекта в сфере моддинга – Stalker Reborn Project или SRP MOD от одноименной команды разработчиков. Это был первый по-настоящему глобальный мод. Реализовано было не все задуманное, но дополнение получилось интересным и дало игре новое дыхание. Оружие было полностью переделано и выглядело совершенно по-новому, была добавлена новая броня, новые скины НПС, восстановлен летний стиль Зоны из билдов и вырезанная группировка Темных Сталкеров (Грех). Обрадовал фанатов богатый мир живности. Старые мутанты подверглись восстановлению и наполнили игровые карты, что не дало заскучать игроку по мере прохождения все-ещё старого сюжета.
Разнообразило игру и появление рабочего транспорта, а так же несколько новых интересных миссий, которые открывают возможность вступить в ту или иную группировку. Герой может стать даже военным.
Переозвучка и ретекстуринг игры сильно освежают её, а наработки опять же таки уникальные и абсолютно новые. И SRP MOD наверное является лучшим примером старого креативного модостроя. Интерес к моду не падает и по сей день, SRP нашел своих игроков и сейчас, а в свое время, что уж говорить, был самой популярной модификацией.
Так же авторы не поленились и серьезно переработали игровой баланс. Торговлю, отношения, характеристики оружия, наполнение локаций. Играть стало где-то сложнее, где-то интереснее.
В дальнейшем Stalker Reborn Project послужил основой для Grand Mod, вошел в сборку SIMBION и Народную Солянку. Текстуры и модели используются во множестве глобальных дополнений.
Локации стали выглядеть многим разнообразнее, чем в оригинале. Если, к примеру, на кордоне, растет зеленая трава и цветы, а деревья и кусты покрыты листвой, то на Янтаре вся природа мертвая. И в совокупности с мрачной погодой, локация в целом напоминает версию из билда 1935, в то время, как остальные выполнены в стиле сборки 1154.
Вообще, SRP можно считать первым модом, хоть от части восстановившем «Тот Самый Сталкер».
Зона Поражения. В начале 2008 года вышел первый сюжетный мод для S.T.A.L.K.E.R. в двух частях. Это «Зона Поражения» и «Зона Поражения 2: Ответный Удар», которые были сделаны на оригинальной сюжетной основе командой ZP-team под руководством модмейкера Web-Striker.
Первая часть «Зоны Поражения» повествовала историю военного агента под позывным «Стрелок», который был отправлен в ЧЗО для выяснения обстоятельств второго взрыва. Задача главного героя – выяснить, что произошло и найти пропавшие без вести экспедиционные группы «Альфа», «Бета» и «Дельта». Действия истории разворачиваются осенью 2006-го года. Мы начинаем свой путь на блокпосте военных, сразу сталкиваемся с большим скоплением враждебных мутантов. «Вспышка» превратила людей и животных в уродливых существ.
Вся Зона населена монстрами – они здесь полноправные хозяева. Встретить людей – большая редкость. Выжили лишь рабочие завода «Росток», укрывшись в цехах и подземных помещениях. Так же предстоит встретить одну из экспедиционных групп на НИИ АгроПроме.
Играть стало многим сложнее, страшнее и интереснее. Стиль «Хоррора» дополняют новые атмосферные эмбиенты, музыка,и жуткие звуки.
Однако, помимо этого больше ничем нас мод порадовать не может. «Зона Поражения» выступила исключительно сюжетным дополнением. «Ответный Удар» является сюжетным продолжением первой части. Главный герой, уничтожив одну из лабораторий «О-Сознания», эвакуируется на вертолете, который терпит крушение в Припяти. Оказавшись без нормального оружия и патронов в городе, кишащим мутантами и сектантами «Монолита» игроку предстоит выжить любой ценой и пробиться в единственное безопасное место – в бар. На тот момент уже начали формироваться сталкерские группировки, которые рвутся захватить удобные позиции в центре Зоны. По мере прохождения сталкеры окажут серьезную помощь в выживании. Ход локаций во второй части повернут так, что игроку предстоит вернуться на ЧАЭС, только уже другим путем – через кордон. По сюжету, локации в игровом мире идут по кругу, а кордон является не только входом в Зону, но и ключевой точкой в середине цепочки уровней.
Помимо сюжетного предназначения «Ответный Удар» является по-настоящему глобальным проектом. Обновленная, мрачная и жестокая Зона, практически новая графика и озвучка делают мод уникальным и неповторимым. Сама игра получилась в стиле экшен и помимо этого довольно хардкорная. Именно это захватило и до сих пор не отпускает умы игроков. Ведь мод популярен и сейчас, имеет много фанатов, и среди игроков считается одним из лучших проектов в сфере моддинга.